Главная - Раздел имущества - 1 1 особенности управления учреждениями школьного образования

1 1 особенности управления учреждениями школьного образования


Оглавление:

Среднее образование в России на современном этапе: состояние, проблемы, особенности управления средними общеобразовательными школами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»


Сегодня уже не является новостью подушевое финансирование учеников, эта ситуация способствовала созданию условий, в которых учебные заведения вынуждены участвовать в конкурентной борьбе за каждого ученика, в данном случае за потребителей образовательных услуг. В современной действительности образовательные учреждения представляют собой общественные организации, когда по отношению к ним начинают употребляться такие термины, как «имидж», «бренд», «менеджмент качества», «стратегический менеджмент» [1].

Конкурентоспособность учебного заведения зависит от качества предоставляемых образовательных услуг детско-юношескому слою населения, от количества и разнообразия авторских методик, технического обеспечения учебного процесса (компьютеризация, применение интерактивных досок и пр.) уровня образования педагогов, также от качества и эффективности образования учеников, достигаемые в результате совместной деятельности педагогического коллектива.

Родители, выбирая то или иное учебное заведение для обучения своего ребенка, в своем большинстве отдают предпочтение более престижной школе с позитивной репутацией и положительными отзывами о педагогических работниках. В связи с чем, обозначается проблема изучения специфики менеджмента средней общеобразовательной школы (СОШ) [10]. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Целью и задачами исследования является проведение анализа состояния среднего образования в России, также выявление специфики и проблем менеджмента средних общеобразовательных школ.

В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научных и научно-популярных статей, опубликованных в журналах, сборниках научных трудов, учебных пособий монографий, анализ и синтез, включенное педагогическое наблюдение. В педагогическом менеджменте выделяют несколько функций управления средней школой, это: планирова- * Панасюк Лидия Петровна, преподаватель Техникум судостроения и машиностроения Контакты: ул. Карла-Маркса, д. 34, Северодвинск, Архангельская область, Россия, 164512 E-mail: * Lidiya P.

Тема 2.5. Основы управления образовательным учреждением.

От своих заместителей требует безоговорочного подчинения.

Избегает нововведений в особенности в общении с людьми.

Уделяет внимание управленческим функциям при возникновении значительных проблем.

Вопросами социально-психологического климата в коллективе практически не занимается.

За него эти проблемы решают другие люди.

При отсутствии руководителя коллектив снижает производительность труда . В связи с превалирующими научными трактовками, директивная позиция в управлении сохраняет ведущее положение, т.к наиболее удобна для руководителей как привычный эталон отношений с подчиненными. Этот эталон безоговорочно принят и неявно одобряем не только субъектами, но и объектами управления.

Он олицетворяет традиционный директивный стиль, при котором личностные особенности начальника для управляемых имеют значение только как «справедливые решения» по льготам и наказаниям.

Руководитель может быть одновременно откровенным диктатором и понимающим собеседником, заботливым наставником и беспристрастным судьей — все это принимается как необходимая «отеческая» (материнская) строгость, а собственно самоорганизация подчиненных для них самих утрачивает смыслю Стиль пассивно-коллегиальный.

Руководитель стремится избежать ответственности, в осуществлении управленческих функций занимает пассивную позицию. Допускает инициативу у подчиненных, но сам не стремиться к ней. Допускает, чтобы исполнители работали самостоятельно.

Основной метод руководства — просьбы, советы, уговоры, приказы старается не отдавать. Слабо контролирует работу подчиненных. Окружает себя высококвалифицированными специалистами, положительно относится к нововведениям в сфере действия общения с людьми.

К нововведениям в сфере производства противится. Требует по справедливости, но редко.

Часто идет на поводу у подчиненных.

При отсутствии руководителя коллектив продолжает эффективно работать. Смешанный стильруководства. Распределение полномочий при выполнении управленческих функций осуществляет между собой и исполнителями.

Инициатива исходит как от самого руководителя, так и от его подчиненных.

Научный журнал Фундаментальные исследования ISSN 1812-7339 «Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 1,074

Методология процессного подхода обеспечивает целостность управления на стыках деятельности структурных подразделений и должностных лиц.

Интеграция системного и процессного подходов позволяет выстроить управленческий процесс в соответствии с миссией образовательной организации, ориентированной прежде всего на развитие обучающихся. 1719 KB социальное управлениеорганизационная структура управления образовательной организациейсистема менеджмента качестватехнологии управления человеческими ресурсамимодель управления образовательной организациейпроцессно-ориентированное управление 1. Аквазба Е.О. Актуализация педагогического дискурса как условие эффективного образовательного процесса // От инноваций к качеству образования: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции.

– Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – С. 8. 2. Мальцева Т.И. Система управления персоналом образовательного учреждения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции.

– Пермь: Меркурий, 2012. – С. 43–44. 3. Нечаев М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом // Воспитание школьников.

– 2010. – № 5. – С. 2–15. 4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448 с. 5. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: уч. пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 184 с. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.

система образования признается национальным приоритетом государства, мощной движущей силой его экономического роста и социального развития.

Современная школа, в том числе и высшая, несет ответственность за гуманизацию общественно-экономических отношений, формирование новых жизненных установок личности – «создание» современных образованных, предприимчивых, конкурентоспособных на рынке труда специалистов, а также людей с развитым самосознанием, духовностью, культурой, обладающих чувством долга и ответственности [1; 8].

Особенности управления образовательным учреждением общего образования

уметь: — выделять актуальные и перспективные цели развития образовательного учреждения, планировать мероприятия по их достижению; — разрабатывать стратегию и тактику развития образовательных учреждений; — организовать образовательный процесс; — оценивать качество организации управления учреждением и выделять направления организационного совершенствования; — определять направления совершенствования контроля в образовательном учреждении; — принимать решения, прогнозировать и оценивать последствия своих решений; — составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. владеть: — навыками проектирования и анализа школьных образовательных систем; — методами управления учебно-воспитательной деятельностью.

— методами разработки принятия управленческих решений — методами системного анализа показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения; — методами разработки программ развития образовательных учреждений; — методами разработки учебно-программной документации для обеспечения развития образовательных систем: реализации образовательных концепций учебных программ, учебных авторских курсов и т.д.; — методами психолого-педагогической диагностики; — методами проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и коррекции образовательных систем; — технологиями решения коммуникативных задач; — навыками и приемами делового общения.

4 Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов Аудиторные занятия (всего) 48 Семестры С В том числе: интерактивные лекции практические занятия 24 семинары 24 лабораторные работы Самостоятельная работа (всего), 243 Вид учебной работы включающая в себя: освоение рекомендованной литературы, штудирование, подготовку творческой работы, подготовку к занятиям Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Всего часов Общая трудоемкость часы 108 дисциплины зачетные единицы 3 Семестры С 36 экзамен 5 Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов

Современные тенденции управления системой образования в России

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 3). Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. 4). Особая роль отводится духовному-нравственному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

5). Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. 6). Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

7). В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать процесс по любой модели, включая авторские.

В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важен своего рода диалог различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими, национальными особенностями страны. В настоящее время в основу модернизации системы образования РФ положены такие принципы:гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных

Основы управления современной школой

В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

Это системы взаимодействия, например: учащиеся — учащиеся; учителя — учащиеся; учителя — родители и т.д.Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой — адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:1.Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме;2.Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов,3.Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;4.Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;5.Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс.(схема 1)После принятия Закона об образовании (1992 г.) внешкольные учреждения становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами, которые выполняют задачи дополнительного образования, образуя сферу наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка. Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей,

Особенности управления образовательной системой муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Это находит свое отражение в том, что в сфере образования происходят различные инновационные процессы: создаются новые типы учебных заведений, расширяется самостоятельность учебных заведений не только с финансовой, но и с образовательной точки зрения, формируется рынок образовательных услуг, разрабатываются стратегии вариативного образования, направленного на максимальный учет личностных потребностей, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся., с компьютеризацией и информатизацией учебных заведений различного типа.

Разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.

В концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. говорится о разработке и осуществлении мер активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств. «Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны»1.
Коммерциализируются различные составляющие информационно-предметной среды: библиотеки, театры, дома культуры, музеи, имеющие различную ведомственную подчиненность, функционирующие изолированно друг от друга, подчас стихийно. Неоднозначно обстоит дело со средствами массовой информации (газетами, журналами, радио, телевидением), которые напрямую ответственны за демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии, разжигание расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

СМИ в условиях муниципального образования отводится, пожалуй, самая главная роль, в силу меньших по сравнению с большими возможностями городов-мегаполисов для организации разнообразного досуга и обеспечения полноценной культурной жизни населения. В результате в муниципальной системе образования развитие учащихся в учебное и внеурочное время, формирование потребностей к самообразованию и саморазвитию ограничены. Таким образом, недостаточная результативность функционирования 1 Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.

М.: АПК и ПРО, 2012. С. 20. муниципальной

Сущностные особенности управления современной образовательной организацией

Важно подчеркнуть, что управление школой не может существовать на сугубо административной основе. В этой связи проявление внутренней активности всех участников образовательного процесса возможно лишь в случае значимости и понятности целей управления, а также позитивного результата для каждого участника процесса функционирования образовательной организации. Объектом школьного управления выступает сама образовательная организация.

Субъектами управления являются руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители [11]. В совокупности они составляют управляющую и управляемую подсистемы. Содержание процесса управления раскрывается в его функциях, представляющих собой комплексы повторяющихся управленческих действий и процедур, объединенных единством содержания и целевой направленностью, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект [6].

В работах Т. И. Шамовой выделены следующие функции управления школой [13; 14]: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.

При этом управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов в управляемом объекте. Данная позиция реализуется посредством решения специфических управленческих задач. Среди них можно выделить: формирование образа того, что должно быть; распределение обязанностей и полномочий между исполнителями, предполагающее построение и поддержание формальной структуры; создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе; контроль хода работ и т.

д. По мнению В. С. Лазарева, закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях составляют обобщенный предмет внутришкольного управления [4]. В качестве конкретизирующих выступают такие элементы, как: учебно-воспитательный

Особенности управления развитием персонала образовательного учреждения в условиях современной модели образования материал по теме

[ст.28 п.7]Основным механизмом деятельности развивающегося образовательного учреждения является поиск и освоение новшеств, способствующих качественным изменениям.Для успешного осуществления процесса модернизации система образования нуждается в специалистах, владеющих современными методами управления педагогическими коллективами, исследованиями и разработками, способными эффективно работать на рынке нововведений. Внедрение — это, безусловно, болезненный процесс для любой организации.

Но без нововведений невозможно функционировать и развиваться в современном обществе, для которого характерна конкуренция организаций, учреждений, фирм.Стратегия наступившего XXI века – это стратегия развития, в которой сотрудник является ведущим фактором и золотым запасом организации.

Объединение работников в команды способствует высвобождению огромной внутренней энергии и творческого потенциала: вызывает энтузиазм благодаря социальной поддержке, удовольствию от работы, расширению знаний и навыков.

Современная политика в сфере образования требует от образовательных организаций повышения качества образования, готовности выпускников к активному участию в жизни социума.

Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.Современная модель образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики.

Образование предусматривает: гибкость и многообразие форм предоставления услуг; поддержка и более полное использование образовательного потенциала семей, индивидуализацию, ориентацию на практические навыки, фундаментальные умения.В условиях перехода на ФГОС ОО появляются

1 1 особенности управления учреждениями школьного образования

Если руководитель будет обладать всеми вышеназванными качествами, его можно считать идеальным.

Розанова В.А. Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны, совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой — совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы, и управленческих функций [2, с. 77]. Управление современным образовательным учреждением — это научно обоснованное воздействие на коллектив педагогов, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Труд руководителя образовательным учреждением включает в себя все компоненты управленческого цикла, профессиональное осуществление каждого из которых имеет большое значение в обеспечении эффективности деятельности учреждения. Инфо Единство педагогических позиций складывается из формирования единого взгляда на задачи урока, значение внеурочной работы, оценку конечных результатов работы, ведет к обеспечению единых требований к учащимся, единого стиля отношений между учащимися и учителями и др. Принцип сочетания государственных и общественных начал.

Нельзя допускать отчужденности школы от общества и общества от школы, изолированности школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узости и корпоративности профессиональных интересов педагогов.

Перед школой всегда стояла задача объединения усилий государства и общества для решения проблем развития, органического слияния общественного и государственного начал в ее управлении.

В управлении можно использовать любую систему принципов. Ведь, как пишет А. Файоль, «Беда не в недостатке принципов.

Надо уметь оперировать принципами. Эффективно организованная и проводимая работа по управлению развитием школы является важной составляющей общей картины школьной жизни. Результатом успешности реализации предложенной модели будет повышение профессионализма учителя и рост качества образования обучающихся.

Раздел 7. Особенности управления в образовательной системе на современном этапе

Кроме того, руководители ОС наряду с административной деятельностью осуществляют непосредственное преподавание.

Эти особенности ОС как управленческой системы представляются весьма существенными.

Известно, что важнейшим условием квалифицированного управления является знание управляемого объекта, происходящих в нем процессов. И если в социально-производственных системах руководитель по своим функциям опосредован от конкретного производства, он выполняет именно «общие функции», то в ОС он и «дирижер» и «солист оркестра». Кого мы считаем хорошим руководителем школы?

Того, кто (кроме всего прочего) умеет оказать помощь учителю: объяснить причины неудач, подсказать; того, кто не только требует, но и способен личным примером показать, как добиться той или иной педагогической цели.

Данное управление является педагогическим воздействием руководителя на учителя.

Эти особенности управления в ОС, связанные с «подобием» управления деятельностью обучаемых в педагогическом процессе и управления деятельностью педагогов, позволяют, не отбрасывая принципа единоначалия, во многих случаях, включать в управляющую поддсистему не только первого руководителя ОС, но и его заместителей. Это оправдано в случаях рассмотрения педагогическим процессом, когда в центре внимания оказывается взаимодействие в системе «обучаемый — педагог — руководитель». Спецификой ОС в управленческом плане является и субъектность в управленческом смысле всех представителей ОС (не только руководителя, но и «основного ее работника» и даже «объекта труда»), они все осуществляют управленческую по характеру деятельность.

Двухуровневые модели управления образовательной системой Целью управленческой деятельности руководителя ОС является реализация социальных потребностей общества, для которого ОС является социально-педагогической подсистемой, осуществляющей перевод обучаемого в новое качественное состояние, т.е.


buk-belgorod.ru © 2019
Наверх