Главная - КАСКО - Превышение и злоупотребление должностными полномочиями курсовая работа

Превышение и злоупотребление должностными полномочиями курсовая работа


Оглавление:

Уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий


В текущей правоприменительной практике квалификация должностных преступлений, совершаемых путем превышения должностных полномочий, вызывает существенные сложности, которые обусловлены как несовершенством уголовного законодательства, так и тем, что в правоприменительной практике не выработаны типовые правила применительно к общим и специальным вопросам их квалификации. Перечисленные обстоятельства в своей совокупности определили актуальность работы. Степень научной разработанности темы. Активность ученых в исследовании проблем уголовной ответственности за должностные преступления является достаточно высокой.

Вопросам превышения должностных полномочий посвятили свои труды такие авторы, как Аксюк В., Греков К., Егорова Н., Кузнецов П., Курбанова П., Плехова О., Пономаренко С., Романенко М., Сичинава И., Смелова С., Сулайманова Н. и др. Однако многие важные вопросы так и не стали объектом пристального научного внимания.

Речь идет, в частности, о специальных вопросах квалификации должностных преступлений, совершаемых путем превышения полномочий, — квалификация преступлений, совершаемых в соучастии, и неоконченных преступлений; об уголовно-правовой оценке укрывательства преступлений. Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с нормальным порядком несения государственной и муниципальной службы, которые подвергаются посягательствам в случае совершения должностными лицами преступлении путем превышения полномочий. Предметом выступают теоретические концепции ученых-правоведов, занимающихся проблемами службы и служебных преступлений, нормы уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за преступления, совершаемые должностными лицами путем превышения полномочий, судебная практика применения указанной группы норм.

Целью работы является уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: ) анализ понятия и сущности превышения должностных полномочий; ) исследование

Курсовая работа: Злоупотребление должностными полномочиями

Во многом это связано с изменениями в системеуправления, в социальной сфере, идеологии, которые обусловили разрастаниеданного социально-негативного феномена, его тесную связь с коррупцией. В.В.Путин отмечал, что в стране «коррупция тесно связана с различными формамизлоупотребления властью, причем на всех уровнях речь идет о действиях,приводящих к нарушению прав и самой свободы экономической деятельности, кнеисполнению государством обязанности по обеспечению добросовестнойконкуренции. Как результат, нарушаются законные права граждан, сковываетсянормальное развитие экономики, создаются серьезные барьеры на путиэкономического роста».Выбор темыисследования обусловлен следующими причинами: во-первых, злоупотреблениеполномочиями существенно подрывает авторитет государственной власти,управленческого персонала хозяйствующих субъектов, системы социального контроляпредставленного нотариатом и аудитом, дискредитирует демократию; во-вторых,указанная преступность негативно влияет на эффективность отправлениягосударственной власти, экономики в целом, ее отдельных составных частей;в-третьих, служебная преступность создает условия собственного воспроизводства,способствует совершению других преступлений, обладающих повышенной общественнойопасностью, является фактором развития организованной преступности и основнойформой коррупционной преступности, тормозящей позитивные преобразования вобществе; в-четвертых, неимоверно высока социальная потребность защиты прав изаконных интересов граждан и организаций, более остальных страдающих от злоупотребленийпо службе; в-пятых, в настоящее время она является не только важнымэкономическим, но и политическим фактором; в-шестых, при значительномрасширении субъективных прав личности все более нетерпимыми становятся случаинесправедливого, недобросовестного и неразумного, то есть вредоносногоиспользования права; в-седьмых, назрела необходимость по-новому рассмотретьзаконодательную модель составов преступлений, предусматривающих ответственностьза злоупотребления полномочиями, механизм реализации которых, как показываетпрактика, не совершенен.

Реферат: Злоупотребление должностными полномочиями.

Понятие должностного лица

Как пишет профессор В. В. Лунеев, “… многие формы продажности должностных лиц при использовании рыночных отношений вышли за пределы устоявшихся представлений, должностные лица “волей” переходного периода освободились не только от общественного, партийного, но и от правового государственного контроля, их изощренное мздоимство и казнокрадство стало основной и перспективной статьей дохода на временных и неустойчивых государственных должностях, институированного порочным российским деловым обычаем”.

Понятие должностного лица является краеугольным камнем учения о должностных преступлениях. Анализ юридической литературы и судебной практики свидетельствует о том, что законодательное определение такого субъекта преступления требует совершенствования. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г.

№ 1300, отмечается ослабление правового контроля за ситуацией в стране, сращивание исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроизводящими сетями.

“Преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в обширную конкуренцию.

Поэтому борьба с преступностью носит не только правовой, но и политический характер”. Для российского управленческого аппарата, независимо от иерархического уровня, характерны такие проявления, как: совместительство в коммерческих структурах, подконтрольных государственному или муниципальному служащему или заинтересованных в сотрудничестве с ним; организация коммерческих структур должностными лицами, использующими при этом свой статус, участие в руководстве этими структурами, обеспечение им привилегированного положения; использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий в целях приобретения их в частную собственность или завладения значительным числом акций самим чиновником, близкими ему лицами или иными

Злоупотребление должностными полномочиями

// СЗ РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063; 2011.

— № 54. — Ст. 5518. .О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер.

закон от 08 мая 1994 № 3-ФЗ (в ред. федер. закона от 06.12.2011) // СЗ РФ. — 1999. — № 28. — Ст. 3466; 2011. — № 55. — Ст. 6312. .Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. — М.: Проспект, 2010. — 712 с. .Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1. Учение о преступлении / Под ред.
Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. — М.: Юрист, 2010. — С. 410. .

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. — М.: Юрист, 2010.

— С. 466. .Лебедев М.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: Юрист, 2010. — С. 512. .Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И.

Рарога, А.И. Чучаева. — М.: Юристъ, 2011. — 744 с. .Уголовное право России.

Часть особенная: Учебник для вузов / Под ред.

Л.Л. Кругликова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — С.

477. .Чекалин А.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: Проспект, 2009. — С. 415. .Антонов А.К. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями / А.

К. Антонов // Российская юстиция.

— 2009. — № 2. — С. 11 — 15. .Александрова В.А.

Соблюдение законодательства о борьбе с коррупцией / В.А. Александрова // Законность. — 2010.

— № 5. — С. 9 — 13. .Бриллиантов А.В. Юридически значимые действия и юридические последствия как признак должностного лица / А.В. Бриллиантов // Российский следователь.

— 2010. — № 9. — С. 6 — 10. .Бриллиантов А.В. Должностное лицо: представитель власти / А.В.

— 2010. — № 2. — С.

Злоупотребление и превышение должностных полномочий

8 Проекта ФЗ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» злоупотребление должностными полномочиями (ст.

Бриллиантов // Законность. — 2010. — № 5. — С. 18 — 22. .Деменкова Н.Г. К вопросу о законодательном закреплении понятий «государственный служащий» и «должностное лицо» / Н.Г. Деменкова // Административное право и процесс.

285) и превышение должностных полномочий (ст. 286) – при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, относятся к коррупционным преступлениям2. Совершение этих преступлений наносит не только урон государственным органам, интересам государственной службы и службы в органах самоуправления, но и подрывает авторитет государственной власти как внутри государства, так и на международном уровне.

В Указе Президента РФ от 4.04.92 г.3, в частности, подчеркивается, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о своевременности и целесообразности дальнейшего изучения всего комплекса вопросов, связанных с законодательным описанием и квалификацией злоупотребления и превышения должностных полномочий. Общие положения Приступая к уголовно-правовому и криминологическому анализу должностных преступлений, необходимо изучить понятийный аппарат должностной преступности.

Должность – простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в административной службе.

Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Должность – это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия.4 Определение понятия должностного лица необходимо, в частности, для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности работников за служебные правонарушения или преступления, в зависимости от квалификации содеянного.

Понятие «должностное лицо» многократно используется в Конституции России.

Так, в ст.41 говорится об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Курсовая работа: Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий

И если некоммерческая организация ведет предпринимательскую деятельность, то прибыль от нее не распределяется между участниками (членами), а используется для выполнения социальных и иных общественно полезных целей. Работники аппарата негосударственных предпринимательских структур (как руководители, так и специалисты) могут совершать действия, по объективным характеристикам совпадающие с признаками «должностных преступлений».

Однако по своей социальной сущности эти действия отличаются от аналогичных, совершенных работниками государственного аппарата при исполнении возложенных на них обязанностей. УК РФ рассматривает должностные преступления в качестве особого вида преступных посягательств как с точки зрения объекта, так и субъекта.

Должностные преступления, а по новому Уголовному кодексу преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), — деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность государственного аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием служебного положения. Это деяния лиц, которые вследствие предоставленных им государством полномочий в области управления находятся в особом положении по отношению как к государству, так и к гражданам.

Такими полномочиями руководители и служащие негосударственных коммерческих организаций не обладают и поэтому не могут нести ответственность за должностные преступления. Такой вывод следует из примечания к ст.285 УК РФ.

Уголовная ответственность руководителей и служащих коммерческих и некоммерческих организаций может наступить лишь в том случае, если соответствующее деяние прямо предусмотрено в уголовном законе в качестве преступления, как это сделано в главе 23 УК РФ: ст.ст.201 и 204 установлена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп.

Согласно ст.201 УК РФ злоупотребление полномочиями — умышленное преступление, совершаемое лицом, выполняющим управленческие функции

Курсовая работа: Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий

И если некоммерческая организация ведет предпринимательскую деятельность, то прибыль от нее не распределяется между участниками (членами), а используется для выполнения социальных и иных общественно полезных целей. Работники аппарата негосударственных предпринимательских структур (как руководители, так и специалисты) могут совершать действия, по объективным характеристикам совпадающие с признаками «должностных преступлений».

Однако по своей социальной сущности эти действия отличаются от аналогичных, совершенных работниками государственного аппарата при исполнении возложенных на них обязанностей. УК РФ рассматривает должностные преступления в качестве особого вида преступных посягательств как с точки зрения объекта, так и субъекта. Должностные преступления, а по новому Уголовному кодексу преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), — деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность государственного аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием служебного положения.

Это деяния лиц, которые вследствие предоставленных им государством полномочий в области управления находятся в особом положении по отношению как к государству, так и к гражданам. Такими полномочиями руководители и служащие негосударственных коммерческих организаций не обладают и поэтому не могут нести ответственность за должностные преступления. Такой вывод следует из примечания к ст.285 УК РФ.

Уголовная ответственность руководителей и служащих коммерческих и некоммерческих организаций может наступить лишь в том случае, если соответствующее деяние прямо предусмотрено в уголовном законе в качестве преступления, как это сделано в главе 23 УК РФ: ст.ст.201 и 204 установлена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп. Согласно ст.201 УК РФ злоупотребление полномочиями — умышленное преступление, совершаемое лицом, выполняющим управленческие функции

Злоупотребление и превышение должностных полномочий

Далее Президент отметил, что «…несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития – коррупцию».

Злоупотребление должностными полномочиями является общим составом преступления для всех преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Превышение же должностных полномочий представляет собой один из самых распространенных и опасных его видов.

В соответствии со ст. 8 Проекта ФЗ

«Основы законодательства об антикоррупционной политике»

злоупотребление должностными полномочиями (ст.

285) и превышение должностных полномочий (ст. 286) – при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, относятся к коррупционным преступлениям.

Совершение этих преступлений наносит не только урон государственным органам, интересам государственной службы и службы в органах самоуправления, но и подрывает авторитет государственной власти как внутри государства, так и на международном уровне. В Указе Президента РФ от 4.04.92 г., в частности, подчеркивается, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о своевременности и целесообразности дальнейшего изучения всего комплекса вопросов, связанных с законодательным описанием и квалификацией злоупотребления и превышения должностных полномочий. Приступая к уголовно-правовому и криминологическому анализу должностных преступлений, необходимо изучить понятийный аппарат должностной преступности. Должность – простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в административной службе.

Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Должность – это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия.

Объективные признаки злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий

В большинстве кодексов вообще отсутствует понятие преступного деяния, теория же в таких случаях опирается в основном опять-таки на формальный критерий — «деяние, нарушающее уголовный закон».

Лишь небольшая часть зарубежных теоретиков уголовного права (например, так называемое реалистическое направление в англо-американской юридической литературе) упоминает в качестве одного из признаков преступления «уголовно наказуемый вред», рассматривая его как неблагоприятные последствия преступного деяния в виде утраты общественных ценностей. При этом под последними понимаются: справедливость и правопорядок; жизнь, свобода, честь и деньги; общая безопасность; социальные, семейные и религиозные формирования; общая мораль; социальные ресурсы; общий прогресс; личная жизнь и т.п. В зарубежном уголовном праве не принято также использовать объект преступления как строгий критерий классификации и кодификации уголовно-правовых норм (так, например, федеральный УК США 1948 г.

представляет собой изложенное в алфавитном порядке собрание норм, содержащихся в федеральных уголовных законах). Объект преступления в российском уголовном праве — это то, на что направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления. Объектом преступления признаются важнейшие социальные ценности, интересы, блага, охраняемые уголовным правом от преступных посягательств.

В Общей части уголовного закона (ст. 2 УК РФ) дается обобщенный перечень объектов уголовно-правовой охраны. К ним относятся права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества.
Этот обобщенный перечень конкретизируется в Особенной части уголовного закона, прежде всего — в названиях разделов и глав Уголовного кодекса, поскольку Особенная часть УК построена по признаку именно родового объекта преступления.

Здесь указываются конкретные охраняемые уголовным

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий

УК РФ рассматривает должностные преступления в качестве особого вида преступных посягательств как с точки зрения объекта, так и субъекта. Должностные преступления, а по новому Уголовному кодексу преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), — деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность государственного аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием служебного положения.

Это деяния лиц, которые вследствие предоставленных им государством полномочий в области управления находятся в особом положении по отношению как к государству, так и к гражданам. Такими полномочиями руководители и служащие негосударственных коммерческих организаций не обладают и поэтому не могут нести ответственность за должностные преступления.

Такой вывод следует из примечания к ст.285 УК РФ.

Уголовная ответственность руководителей и служащих коммерческих и некоммерческих организаций может наступить лишь в том случае, если соответствующее деяние прямо предусмотрено в уголовном законе в качестве преступления, как это сделано в главе 23 УК РФ: ст.ст.201 и 204 установлена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп. Согласно ст.201 УК РФ злоупотребление полномочиями — умышленное преступление, совершаемое лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своих полномочий вопреки законным интересам этой организации в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Объективная сторона преступления характеризуется причинением существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Преступление посягает на отношения, складывающиеся в сфере деятельности коммерческих организаций. Виновное лицо нарушает ее интересы, наносит ей материальный ущерб либо ущерб авторитету этой организации.

Превышение должностных полномочий

с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3.А.В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011 <#"justify">Статья 286. Комментарий к статье 286 Основной объект преступления — нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления.

В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: 1) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; 2) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.

N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Постоянное выполнение названных функций означает, что они возложены на лицо в силу занимаемой им должности. Временное исполнение соответствующих полномочий означает возложение в установленном законом порядке на лицо обязанностей другого сотрудника, например на время его отсутствия (временно исполняющий обязанности главного врача государственной клиники). Возложение обязанностей должностного лица по специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности возлагаются в установленном порядке без замещения должности, а поручение носит разовый характер либо дается на конкретно обозначенный срок или для выполнения заранее определенного объема работы (стажеры органов милиции, прокуратуры, арбитражные и присяжные заседатели).

Осуществление лицом функций представителя власти служит безусловным признаком должностного лица: никто кроме должностных лиц этих функций не выполняет.

В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представителем власти является должностное лицо правоохранительных, контролирующих или иных органов, которое в установленном законом порядке наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (п.

3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

). Таким образом, отличительным признаком представителя власти служит наличие у него властных полномочий — права в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания и распоряжения неопределенно широкому кругу лиц, не находящихся в служебном подчинении у данного лица, и привлекать к юридической ответственности за неисполнение отданных распоряжений (ст.


buk-belgorod.ru © 2019
Наверх