Главная - Льготы - Составление характеристики клиента пожилого возраста

Составление характеристики клиента пожилого возраста


Прмерная характеристика на пожилого человека


В конце указывается перечень ФИО всех соседей, их номеров квартир и подписи. Если лиц слишком много, можно оформить в виде таблицы.

Ставится дата составления. В законе не установлен срок действия подобного документа, но разумеется, что наибольшим доверием пользуются самые поздние (составленные в текущем году).

ВАЖНО. Молодые люди возмущаются, что их лишают самостоятельности и независимости. А пожилые жалуются на недостаток внимания и уважения. Инфо Не единожды, во время данного исследования от пожилых людей приходилось слышать жалобы на черствость и неуважительность молодежи.

Но на претензии о том, что молодежь «нынче не та», «мы такими не были», можно резонно возразить, что от самих стариков зависело, какой станет молодежь.

Там где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи. Становление современной молодежи напрямую зависело от тех, кто их растил и воспитывал. Важно Для пожилого человека жизненно необходимы гармоничные внутрисемейные отношения. С уходом ровесников круг общения с каждым годом сужается. Общение с молодежью, с детьми и внуками дает пожилым людям большой позитивный заряд, улучшает их мотивацию.
Многие из них говорят, что буквально молодеют, общаясь с детьми. И человеку часто бывает непросто смириться с этим.

Кроме того, снижается социальная активность индивида. Немногим удается сохранить высокий уровень вовлеченности в общественную жизнь.

С окончанием активности в профессиональной сфере у человека резко сужается круг общения.

Нередко случается, что вышедший на пенсию и лишенный возможности активной жизни человек, быстро «сгорает», обзаводится многочисленными болезнями, и уходит из жизни. Очень важно, какие адаптивные механизмы использует пожилой человек для того, чтобы перестроить свою жизнь перед неизбежным требованием времени.

Часто в такой ситуации человек обращает всю свою энергию на родных и близких, стремится более активно, чем раньше участвовать в жизни семьи.

Но не всегда члены семьи адекватно и разумно воспринимают эти изменения.

Статьи

Следствием этого является стресс, упадок духа, пессимизм, депрессия. Более комфортно чувствуют себя старики в восточных культурах, где они шире вовлечены в социальные связи. Понятно, что, приходя в аптеку, пожилые люди желают не только получить квалифицированную консультацию, приобрести нужные препараты, но и пообщаться, рассказать о своих проблемах, трудностях, найти сочувствие.

Клиенты старшего возраста, относящиеся к первой группе (от 60 до 74 лет) адекват- ны, социально активны и в общении с ними, как правило, не возникает особых проблем.

Они знают свои проблемы и потребности, легко воспринимают новую информацию и, в основном, без труда принимают решение о покупке эффективного препарата. Вторая и третья возрастные категории считаются сложными.

Проблемы психологического и физического здоровья приводят к утрате гибкости в общении, появлению мнительности, обидчивости, слабой приспособляемости, догматичности.

При этом лишь 8 — 17% таких лиц адекватно относится к своим заболеваниям.

Подобные клиенты сохраняют лояльность к определенной аптеке, приобретают привычные им препараты, с недоверием относясь к новым лекарственным средствам, даже если они более эффективны. Такие люди запоминают имена приятных им фармацевтов и предпочитают при посещении аптеки обращаться только к ним.

Новую информацию, особенно в больших объемах, подобные клиенты воспринимают с трудом, считая ее по большей части бесполезной.

При общении с ними не следует отвлекаться на других посетителей или телефонные звонки. Необходимо правильно выбрать громкость голоса и интонацию, чтобы посетитель расслышал, что ему говорят, но не подумал, что на него повышают голос. Объяснять преимущества нового препарата следует коротко, простыми фразами, делая после каждой из них паузу.

Основные аргументы следует приводить в конце беседы.

При общении с пожилыми людьми не следует позволять им уводить разговор в сторону от главной темы. Для этого следует задавать наводящие вопросы.

Самое важное в общении — это терпение, отношение к собеседнику с уважением и пониманием.

Психология пожилого человека

С физиологической и психологической точек зрения, старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни.

Сложность процесса старения выражается в усилении и специализации действия закона гетерохронии, в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры и функции, которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в его наиболее общих проявлениях.

Хотя эволюционно-инволюционные процессы присущи всему онтогенезу в целом, именно в период старения разнонаправленность определяет специфику как психического, так и непсихического развития. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер. Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования.

Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные явления старения.

Таким образом, можно сказать, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза.
При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период онтогенеза должно усиливаться Типологии личности в пожилом возрасте. . Конструктивный тип: характерны внутренняя уравновешенность, позитивный эмоциональный настрой, критичность по отношению к себе и терпимость к другим.

Особенности пожилых людей: психологические, физиологические и социальные

Такое поведение не оставляет времени на хандру и психологические переживания, но все же может снижать уровень удовлетворенности собственной жизнью, по сравнению с представителями двух первых типов.

К четвертому типу относятся пожилые люди, активно занимающиеся собственным здоровьем.

Это становится их смыслом жизни и приносит некоторую степень морального удовлетворения. К негативным сторонам представителей четвертого типа можно отнести часто проявляющееся преувеличение опасности реальных, а порой и вымышленных болезней.

  1. Ценные советы, как выбрать пансионат
  2. Заболевания старческого возраста
  3. Социальное обслуживание пожилых людей

Вышеперечисленные типы старости можно отнести к психологически благополучным. В тоже время часто встречаются и отрицательные примеры развития в пожилом возрасте.

Это агрессивные, ворчливые, неудовлетворенные собственной жизнью и окружающим обществом люди. Они склонны к постоянной критике всех вокруг, к предъявлению претензий, поучениям и разочарованиям.

Такие люди «грызут» себя за упущенные возможности (порой мнимые), чем делают себя еще более несчастными.

Как человек относится к собственному старению Нормальное отношение предполагает понимание своего состояния и адекватное восприятие информации о старости. Пренебрежительное. У людей с таким отношением может наблюдаться необоснованный оптимизм, вызванный непониманием особенностей собственного старения.

Недооценка происходящих процессов может сопровождаться бравадой, демонстрирующей пренебрежение к старению. Такое поведения часто скрывает общую слабость, повышенное переживание о состоянии здоровья и страх смерти.

При отрицательном отношении пожилой человек старается отогнать мысли о старости, и не обращать внимания на происходящие процессы. Это может выливаться в гиперактивность, вызванную желанием сохранить свой прежний статус.

Составление характеристики клиента пожилого возраста

Данный этап в жизни человека влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение образа и стиля жизни.

Геронтофобное отношение подразумевает боязнь старости. Человек, даже понимая, что преувеличивает существующую опасность, не может бороться со своими опасениями.
Психологи выделяют несколько фаз психологического старения, никак не обусловленное истинным возрастом человека:

  1. на первом этапе остается взаимосвязь с работой, бывшей основной до пенсии. Обычно, это дело, напрямую связанное с прежней специализацией пенсионера. Это могут быть люди интеллектуальных профессий (преподаватели, писатели, ученые, артисты). Связь может проявляться напрямую в виде участия в прошлой деятельности время от времени, так и опосредованно, путем чтения профессиональной литературы, писательских работ по теме специализации.

Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми.

Важно Вызвать такое состояние могут самые обычные вещи: просмотр фильма давних лет или случайно расколотая чашка. Часто проявляются скрытые особенности характера. Показательно, что теряется целеустремленность и смысл жизни.

Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, т.к. используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания.

Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир».

Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти. 5) Отношение враждебности человека к самому себе.

Внимание Смысл жизни переживается как причастность к жизни.

Факторы, обусловливающие удовлетворение жизнью в старости (успехи, рефлексия собственной значимости…) отличны от факторов, которые обусловливают неудовлетворенность жизнью (нет денег, здоровья…) если у них отнять первое, они не будут чувствовать себя несчастнее, а если дать второе, они не станут счастливее.

Большинство умственных навыков у стариков остаются относительно сохранными.

Люди пожилого возраста как объект социальной работы

Непонимание двойственного характера старости становится причиной многих печальных последствий.

Как отмечено выше, население старшего возраста весьма разнородная группа и ее представители отличаются разной реакцией на неблагоприятные условия жизни.

В литературе выделяются и описываются две возможные стратегии поведения людей пожилого возраста. Первая стратегия относится к конструктивным способам. Достаточно большое количество пожилых людей прибегает к стратегиям, сглаживающим патогенный характер кризисной ситуации, и владеет приемами активного совладания с трудностями.

В конструктивные способы входит психологическое сопротивление, под которым понимается реагирование на утрату личной автономии и свободы, повышение мотивации к достижению свободы и усиление контроля над значимыми событиями в их жизни.

Мотивация психологического сопротивления имеет целью сохранение или возвращение личной свободы и контроля над ситуацией, что может обеспечиваться за счет самостоятельного принятия решений, наличия права выбора из нескольких альтернатив, способности к интерпретации стрессовых событий в жизни и умения справляться со стрессовой ситуацией, вырабатывая соответствующие навыки.

Другая стратегия реакции на неблагоприятные условия в позднем периоде относится к неконструктивным способам по причине присутствия внутреннего противоречия.

Пожилые люди пребывают в состоянии постоянного поиска средств для самореализации в условиях консервативности сложившихся форм социального поведения, а также, находясь в непосредственной близости к своей семье, они нередко создают напряженность, отрицательно влияющую на них самих и их близких. Наиболее важными для определения социально-психологического положения пожилого человека являются два фактора: субъективный, или личностный (возраст, здоровье), и объективный, или социальный (проживание, трудовая деятельность). Личностный фактор характеризуется возрастом и его спецификой, на основании которой определяют типы старения.

В литературе разработано большое количество классификационных схем для оценки возраста.

1.1 Общая характеристика пожилых людей как социальной группы

Этот процесс касается любого живого существа, в том числе и человека, и может быть ускорен или замедлен в зависимости от различного набора внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование данного организма. Что касается человека, то, наряду с физиологическими изменениями, в процессе старения у него происходят и изменения психо-эмоциональной структуры, что выражается в изменениях характера, интересов, стиля поведения и т.п.

Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности.

В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории «маломобильного» населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу затрудняющего адекватный контакт с ним [15, с 157].

К наиболее часто встречающимся проблемам пожилых людей следует отнести [13,с.27]: — медико- социальные; — социально- психологические; — проблемы одиночества пожилых граждан. Выход на пенсию оказывается трудным для большинства пожилых людей, вызывая негативные эмоциональные переживания.

Этот период кардинально изменяет образ жизни пожилого человека, включая прекращение или ограничение трудовой и общественной деятельности. Одной из характерных особенностей периода пожилого возраста, как у относительно здоровых, так и у больных людей является наступающая социально-психологическая дезадаптация. Социально-психологическая дезадаптация возникает при разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса.

Проблема пожилого возраста

Этот процесс соответствует выбору адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями.

Таким образом, старение — это результат ограничения механизмов саморегуляции, снижения их потенциальных возможностей при первичных изменениях в регулировании генетического аппарата.

Старение — внутренне противоречивый процесс, в ходе которого возникают не только нарушения обмена и функций. Существование биологического вида можно рассматривать как непрерывный и достаточно длительный процесс, а существование представителя данного биологического вида, как временный, ограниченный определенными условиями.

В этом отношении существование человека как биологического вида ничем не отличается от существования других биологических видов, скорость роста, популяции которых в большой степени зависит от скорости обновления составляющих данный вид биологических особей. Вместе с тем особенность человека как биологического вида состоит в том, что помимо передачи определенных репрезентативных свойств, человек (Homo sapiens) передает не просто биологическую информацию для выживания данного вида, но и информацию, связанную с культурно-социальными свойствами существования данного вида.

Эта особенность человека, в отличие от других биологических видов, существующих на Земле, предопределяет особую специфику процесса старения, где параллельно с отмиранием определенных биологически необходимых для существования факторов концентрируется набор социокультурных свойств, которые компенсируют, а подчас и определяют само существование биологического экземпляра. О том, что познание старости есть долгий, сложный, мучительный процесс, писал семидесятилетний Дж. Холл — один из первых исследователей социально-психологических аспектов старости и основоположник нового междисциплинарного комплекса знаний, который в середине 50-х годов оформился в самостоятельную науку — социальную геронтологию.

Если биологический подход акцентирует физиологическую сторону старости, психологический — мыслительные

Психологические особенности людей пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Однако с другой стороны, организм человека адаптируется к возрасту посредством компенсаторного механизма, который стабилизирует его жизнеспособность. Таким образом, возраст обуславливает функционально-структурные изменения организма, которые выражаются у индивидов в разной степени интенсивности.

При этом получается, что одни люди стареют быстрее, а другие — дольше. Причем речь идет не только о внешних возрастных изменениях, но и о процессах физиологического, анатомического, психологического старения. Соответственно, процесс старения обусловлен различными внутренними и внешними факторами [2].

Внутренние факторы старения заключаются в особом положении хромосом и заложенного генотипа, что во многом определяет индивидуальный обмен веществ, нейроэндокринную регуляцию и стабильность иммунологического статуса.

От внутренних факторов зависит успешная возрастная адаптация организма к изменениям условий жизни. Внешние факторы старения заключаются в определенном образе жизни, уровне физической активности, вредных привычках, подверженности стрессам и болезням.

В соответствие с международной классификацией, период геронтогенеза у мужчин начинается с шестидесяти лет, а у женщин с пятидесяти пяти. Однако по мнению Г.С. Абрамовой, возрастная хронология современного человека несколько иная: зрелость колеблется в пределах от 36 до 50 лет, пожилым человек является в возрасте от 51 года до 65 лет, старость начинается после 65 лет [3]. Таким образом, старость представляет собой итог жизненного пути человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Э. Эриксон полагал, что развитие индивида в старости представляет собой продукт раннего поведения и текущего положения. Он считал, что старость является процессом поиска смысло-жизненных ориентаций, при котором смерть как венец жизни теряет свою остроту [4] В Древнем Риме считалось, что старость ослабевает как физическую, так и мыслительную активность, лишает человека практически всех удовольствий и, соответственно, приближает к смерти.

Характеристика возрастных психологических особенностей пожилых людей. Старение и старость

Человек встает перед выбором нового рода занятий.

Именно здесь. Большую роль для пенсионера играет его семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении.

Р.С.Эшли предлагает фазы пенсионного процесса:

  1. фаза стабильности;
  2. завершающая фаза.
  3. предпенсионная фаза;
  4. фаза разочарования;
  5. фаза «медового месяца»;

Роль семьи в создании психологического комфорта особенно важна в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итого всей прожитой жизни. Говоря о данном периоде, обычно характеризуют умственные способности пожилых людей. Обычно выдвигали концепцию «интеллектуального дефицита» пожилых людей.

Но в современных психологических исследованиях, ученые не придерживаются данного мнения. Дело в том, что с возрастом возникает не новое качество, а специфика интеллекта, которая заключается в особенностях памяти (ослаблении кратковременной и сохранности долговременной). При этом люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, творчеством удивляют нас ясностью и прозорливостью своих мыслей, мудростью суждений, гибкостью и подвижностью мышления.

Американские ученые с успехом доказывают, что интеллектуальные возможности пожилых людей определяются не столько возрастными показателями, сколько физическим состоянием здоровья, изолированностью, недостатком образования и др.

При этом следует учитывать как закономерности в развитии человека данного возрастного периода, так и его индивидуальные особенности.

Особое внимание ученые уделяют проблеме одиночества в старости.

Причиной такого самовосприятия могут служить следующие факторы:

  1. отсутствие семьи и близких людей и др.
  2. ограниченный круг общения;
  3. слабое состояние здоровья;

Так, А.И.Берг доказал, что для нормального психического развития, человек должен контактировать с окружающим миром, общаться. При полной изоляции человека от окружающего мира может начаться безумие. Эти контакты способствуют активизации интеллектуальной деятельности.

Люди пожилого возраста как объект социальной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Следует отметить, что в теории социальной работы особое внимание акцентируется на неоднородности социальной группы людей пожилого возраста. Так, Е. Ф. Молевич [1] полагает: «Никакой единой оценки понятия старости нет. На деле мы имеем дело с двумя совершенно разными группами, качественно отличающимися друг от друга».

Автор отмечает возрастную группу 65-75 лет, характеризующуюся большей или меньшей утратой способности к материальному обеспечению и почти полным сохранением к самообслуживанию, и возрастную группу за 75 лет, которая характеризуется полной утратой трудоспособности.

Люди данной группы переходят на полное иждивение с большей или меньшей, а чаще с полной утратой способности к самообслуживанию. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . научно-методический электронный журнал Таким образом, если к одной группе можно отнести все, что мы понимаем под активной жизнью и вовлечением в трудовую деятельность, то по отношению к другой группе это будет выглядеть крайне нелепо.

Непонимание двойственного характера старости становится причиной многих печальных последствий.

Как отмечено выше, население старшего возраста весьма разнородная группа и ее представители отличаются разной реакцией на неблагоприятные условия жизни. В литературе выделяются и описываются две возможные стратегии поведения людей пожилого возраста. Первая стратегия относится к конструктивным способам.

Достаточно большое количество пожилых людей прибегает к стратегиям, сглаживающим патогенный характер кризисной ситуации, и владеет приемами активного совладания с трудностями. В конструктивные способы входит психологическое сопротивление, под которым понимается реагирование на утрату личной автономии и свободы, повышение мотивации к достижению свободы и усиление контроля над значимыми событиями в их жизни. Мотивация психологического сопротивления имеет целью сохранение или возвращение личной свободы и контроля над ситуацией, что может обеспечиваться за счет самостоятельного принятия решений,

Характеристика пожилых людей как особой социально-демографической группы

Стоит отметить, что именно в данной социальной направленности заключается отличие профессиональной социальной работы от родственного вмешательства или дружеского участия.

Социальная работа с людьми пожилого возраста предполагает использование теорий активности, освобождения, субкультуры, меньшинств, возрастной стратификации и др.

В соответствии с теорией освобождения, люди пожилого возраста в течение старения отстраняются от более молодых; помимо этого, происходит процесс освобождения пожилыми людьми общественных ролей, связанных с трудовой деятельностью, а также ответственных и руководящих ролей. Данный процесс освобождения и отчуждения детерминирован социальными обстоятельствами, в которых находятся люди пожилого возраста.

Некоторые исследователи считают его также одним из методов адаптации людей пожилого возраста к уменьшению своих возможностей и привыкании к мысли о неизбежно приближающейся смерти. С позиции теории освобождения процесс отчуждения людей пожилого возраста в социальном аспекте неизбежен, так как должности, которые они занимают, со временем должны занять более молодые, способные более продуктивно трудиться люди. Задача системы социальной защиты заключается в выявлении людей пожилого возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, причинами которой явились трудности психологического уровня, а также в проведении социальных мероприятий, которые бы обеспечивали социально-психологическую реабилитацию и адаптацию людей пожилого возраста, нуждающихся в помощи такого рода.

Учреждения системы социальной защиты населения должны вести просветительскую деятельность в тесном сотрудничестве с органами власти, как в среде представителей людей пожилого возраста, так и в среде близких к им социально-демографических групп с целью предотвращения возможных осложнений, которые связаны с психологической неготовностью людей к выполнению социальных ролей пожилого человека.


buk-belgorod.ru © 2019
Наверх