Главная - Раздел имущества - Стимулирующие нормы административного права примеры

Стимулирующие нормы административного права примеры


Глава 5. Нормы административного права


2004. N 131. Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7Федерального закона

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

уведомление о публичном мероприятии (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Особую многочисленную группу составляют процессуальные нормы, связанные с административной ответственностью, в частности регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы.

Обязывающие нормы. Они содержат юридическое предписание адресату осуществлять деятельность в определенных, иногда довольно узких рамках.

Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности. Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения КонституцииРФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина.

Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия. Так, в соответствии с ч. 1 ст.

9Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, причем в установленные названнымЗакономсроки.
ДанныйЗаконсодержит также определенную систему запретов.

Запрещающие нормы административного права примеры

Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение.

См., например, ст. 14.22 КоАП РФ).Уполномочивающие нормы необходимо отличать от нормы, относящейся к формированию компетенции субъекта публичной власти. Например, норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц было признано МНС РФ.Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности (поведения).

Это различные меры поощрения, применение налоговых, тарифных льгот и т.д.

Своеобразное стимулирующее воздействие на субъектов могут оказывать также меры административного принуждения, в частности, административные наказания и дисциплинарные взыскания.Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности.По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные, т.е.

содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения. например, нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочий. В случае, если такого рода соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные административно-правовые нормы.

В случае коллизий между такими нормами должны применяться, но общему правилу, специальные нормы. Разумеется, что речь идет о нормах равной юридической силы.По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т.е.

Виды административно-правовых норм

Управомочивающей нормой будет считаться часть 3 статьи, где говорится, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу, уполномоченному её рассматривать (управомочивает совершить действие по выбору).

Запретительной нормой является статья 29.2 КоАП, в которой перечислены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй, членом коллегиального органа либо должностным лицом (запрет совершать действие). 3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся на императивные, рекомендательные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат правила, которые однозначно определяют поведение субъектов при наступлении описанных в норме условий, при этом другие правила поведения по усмотрению сторон правоотношения возникать не должны.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации по поводу целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам правоотношения возможность самостоятельно определять свои права и обязанности в рамках нормы, но в административном законодательстве из-за специфики государственного управления они встречаются редко. 4. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие деятельность государственных органов, предприятий и организаций, регулирующие поведение граждан, регулирующие деятельность общественных и религиозных организаций и регулирующие деятельность государственных служащих.

При этом административно-правовые нормы распространяются также на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории РФ.

В качестве примера срочных норм можно привести акты о чрезвычайном положении, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами (стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п.), в качестве примера бессрочных —

Императивные нормы административного права примеры

Предложенную классификацию можно дополнить следующими положениями:

  1. бланкетные (ссылка на нормы другого акта) и отсылочные (ссылка на нормы этого же акта).
  2. в рамках абсолютно-определенных диспозиций выделяют простые (признаки в силу очевидности не называются) и описательные (правило и его признаки);

Санкция — последствия нарушения нормы:

  1. восстановительные;
  2. пресекательные;
  3. карательные.

1) По содержанию регулирования:

  1. особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).
  2. общие — регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;

2) По предмету регулирования:

  1. процессуальные — определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.
  2. материальные — регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);

3) По соподчиненности:

  1. нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);
  2. подзаконные нормы.

4) По методу воздействия на поведение субъектов:

  1. запрещающие — содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;
  2. уполномочивающие — предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы.
    5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные (с заранее установленным сроком действия) и бессрочные.
    Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;
  3. обязывающие — предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т.

    е. обязательные предписания);

  4. поощрительные — обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5)

Материальные и процессуальные нормы административного права примеры

назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину Российской Федерации; и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Все отделения и банкоматы ПАО «Бинбанк»

административно-правовой статус органов управления и их должностных лиц.

Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения. Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.
В административно-правовых нормах регламентируется правовой режим, определяющий деятельность не только органов исполнительной власти и местной администрации, но и других участников управленческих отношений.

Материальные административно-правовые нормы предусматривают запреты и ограничения на ту или иную деятельность (действия), административные санкции за их нарушения и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций. В соответствии с юридическим содержанием материальные административно-правовые нормы целесообразно подразделить следующим образом: обязывающие нормы (предписывающие совершение определенных действий); запретительные нормы (устанавливающие запреты на ту или иную деятельность или действия; ограничительные нормы (вводящие ограничения на определенную деятельность или действия); разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие адресату действовать по своему усмотрению); к этой категории норм, например, относятся лицензионные, дозволяющие заниматься определенной деятельностью, в том числе внешнеэкономическими операциями (т.е.
деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным на то государственным органом); уполномочивающие или управомочивающие нормы (предоставляющие соответствующим органам и их должностным лицам государственно-властные полномочия по реализации специальных функций государственного управления); стимулирующие или поощрительные нормы (направленные на стимулирование наиболее актуальных видов наукоемкой, экономической и иной деятельности, обеспечение должного поведения участников управленческих отношений); регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, регистрации политических партий, общественных объединений, предприятий различных видов собственности, субъектов малого предпринимательства);

Нормы административного права и их виды: материальные и процессуальные, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.

— Рекомендательные нормы.

Они предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров.

Например, Правила дорожного движения Российской Федерации.При внешней рекомендательной форме, некоторые нормы, по сути, носят обязывающий характер. — Стимулирующие нормы (нормы-стимулы). Они обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия.

Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм). Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идет о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов, стремится заинтересовать, мотивировать определенную категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определенном поведении.

нормы права уполномочивающие нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия (напр., нормы конституции, закрепляющие права граждан).Большой юридический словарь.Академик.ру.2010. Субъекты административного права.

Основные права и обязанности граждан в сфере административного права.

Органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления. Государственные и муниципальные служащие. Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которая состоит из административной правоспособности и дееспособности.
Административная правовспособность – это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом права, иметь права и обязанности административно-правового характера.

Административная дееспособность граждан – это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения.

Нормы административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего

Каждый имеет возможность занять должность министра, но реально министрами становятся единицы. Однако в подобных случаях имеются в виду права, которые приобретаются в результате реализации административной правоспособности, что само по себе не изменяет принципа ее равенства для всех граждан.

Эти права приобретаются с достижением определенного возраста, в связи с болезнью, по уровню образования и т.д. Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях. Административная дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.

Не все граждане РФ обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

Административная дееспособность наступает с достижением определенного возраста.

Так, частичная административная дееспособность у граждан наступает со школьного возраста (с 7 лет). С 16 летнего возраста граждане могут быть привлечены к административной ответственности (ограниченная дееспособность). Полная дееспособность у граждан наступает по достижении 18 летнего возраста.

Граждане России, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления вступают в административно — правовые отношения с государственными органами, с должностными лицами, а также с иными субъектами административного права. Каждый гражданин РФ имеет определенные права и обязанности в сфере государственного управления.

Материальные и процессуальные нормы административного права примеры

Процессуальные нормы —определяют порядок реализации прав и исполнения обязанностей.(Например, у гражданина есть право обращаться в суд за защитой, норма процессуального права устанавливает сроки исковой давности, т. е. в какой срок и как гражданин должен обратиться в суд.) 2.

Дайте видовую классификацию по юридическим основаниям следующих административно-правовых норм: —

«Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством»

; — «Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу»; — «Граждане имеют право создавать творческие союзы»; — «Полиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека»; — «Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней»; — «Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством производится путем изъятия водительского удостоверения»; — «Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения». 1.Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством.

Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее — лицензия). 2.Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 3.Творческое объединение можно открыть просто так.

3 человека друзей собрались, провели собрание и учредили Творческое объединение.

Можно его зарегистрировать, как юридическое лицо, а можно и не регистрировать.

4. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. 5.

Какой можно привести пример норм административного права?

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.6.

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.7.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч

Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде

Так, пунктом 1 ст. 19 запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности движения, а п.

2 данной статьи — эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Запрещающие нормы, так же как и обязывающие, составляют значительную часть в общем объеме административно-правовых норм.

На наш взгляд, запрещающие нормы можно рассматривать и как своего рода разновидность обязывающих норм.

По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете). Уполномочивающие (дозволительные) нормы.

Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках.

В качестве одного из примеров уполномочивающих (дозволительных) норм можно привести законодательные акты, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов исполнительной власти. Так, применение специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (отметим, что служба судебных приставов структурно входит в Министерство юстиции РФ) регламентировано ст.

17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах». В соответствии со ст. 18 данного Закона судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие. Рекомендательные нормы. Они предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров.

Рассмотрим в качестве примера Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) (в ред. от 28 февраля 2006 г.). Абзацем 4 п. 4.1 названных Правил

КоАП РФ

Добры день!

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений.

Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения). Главы с 5 по 21 включительно содержат материальные нормы. Все последующие главы — процессуальные.

Процессуальные нормы административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав.

Уполномочивающие, или дозволительные, т.е.

такие админи­стративно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению. Прямые предписания или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отно­шений.

а) ч. 5 ст. 25.5 – защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер производства по делу, постановлений по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом;б) ч.

4 ст. 25.7 – понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий.в) п.

1 ч. 4 ст. 25.8 – специалист вправе: знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием.г) ч. 4 ст. 25.9 – эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключений.д) ч.


buk-belgorod.ru © 2020
Наверх